Ассоциация производителей и пользователей
образовательных электронных ресурсов
«АППОЭР – опора науки и образования»

Мероприятия

Статистика использования ЭБС в РГПУ им. А.И. Герцена. Сравнение периодов 17 марта - 17 апреля 2019 и 2020 гг.

Составитель: Морозова Светлана Александровна, заместитель директора фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена
herzen
Комментарий.
  1. Это только цифры.

Cтатистика использования ЭБС, представленная сравнением двух одинаковых временных периодов прошлого и текущего года (17 марта – 17 апреля), показывает, что и до того высокий спрос на издания в ЭБС в РГПУ им. А.И. Герцена, в рассмотренный период 2020 года сделал резкий скачок. Начало сравнительного периода – это дата полного перехода университета на дистанционное образование.

Цифры говорят сами за себя, стоит только прокомментировать высокие и отрицательные значения. Рост в три раза (больше 200% прироста) показателей чтения в ibooks связан с тем, что в стандартной подписке именно на этой платформе у нас меньще всего изданий – от 900 с небольшим в прошлом году к 700 с небольшим - в этом. ЭБС ibooks одной из первых, буквально за несколько минут, открыла нам доступ ко всем изданиям на платформе (и продлила его в настоящий момент). Соответственно, это было одно из первых оповещений пользователей, еще не перегруженных информацией, и это была знакомая по многолетней подписке платформа, но с гораздо большим содержанием.

ЭБС Юрайт. Отрицательный показатель прироста, при том, что статистика чтения на этой платформе очень высока (мы сравниваем данные чтения на этой же платформе «тогда» и «сейчас»), объясняется сверхвысокими показателями чтения герценовцами в 2019 году в данной ЭБС. Соответственно, в текущей ситуации, когда преподавателям и студентам необходимо искать новые источники информации, учитывая специфику дистанционного образования, их внимание было отдано сразу многим ресурсам, что показало такие данные. Но, уверены, только в этот период.

ЭБС BOOK.RU сравнительно новый для нас ресурс, пока не набравший достойного внимания пользователей. Он появился в подписке уже после обновления образовательных программ перед аккредитацией в 2019 году. Здесь можно констатировать ситуацию, схожую с Юрайт, новизна ресурса в подписке прошлого года привлекла к нему сверхвнимание пользователей, а в текущей ситуации статистика стабилизировалась и ЭБС заняла свое место среди большого числа платформ.

Рассматривая данные всей таблицы, необходимо учесть, что в анализируемые даты был дополнительно открыт доступ к большому числу ресурсов, не входящих в постоянную подписку, в том числе, ЭБС: Проспект, БиблиоРоссика, Руконт, а также к двум дополнительным ресурсам от Директ-Медиа – Библиошкола и Нон-фикшн, не говоря уже о других категориях российских и зарубежных ресурсов. Это можно увидеть на нашей «карантинной» странице https://lib.herzen.spb.ru/news/show/801.

  1. «Спящая красавица».

Интересно, что в этот период повышается интерес к тем ресурсам, которые раньше не пользовались активным спросом. Так например произошло с видеотекой «Решение. Учебное видео». Тестирование в 2019 году не показало повышенного интереса, поэтому была выбрана для подписки только коллекция «Современная педагогика» (видеолекции, видеосеминары), к которой обращались чаще всего. Начало 2020 года, как период уже постоянной подписки, также давало повод размышлять, необходима ли последующая подписка на этот ресурс, но за этот месяц данная платформа (открывшая нам временно все коллекции) побила все рекорды популярности и количества запросов преподавателей.

 

  1. Остановите! Остановите!

В этот период университетским библиотекам очень важно осуществлять постоянную поддержку дистанционного образования, но вовремя остановиться с объемами ресурсов и информирования. Непростой переход на дистант и так стал стрессом для преподавателей и студентов, помощь им нужна, ресурсы – нужны. Но важно понять, какой объем ресурсов активно востребован именно сейчас, отслеживать интересы и перевести информирование в спокойное русло, точечно обозначая то, что пользователи ждут. Иначе мы рискуем стать еще одной единицей административного давления, что может вызвать только отторжение. Рассматриваемого месяца нам было достаточно, чтобы понять, как лучше распространять информацию, какими путями. Мы поэтапно корректировали информацию в соцсетях от активного продвижения и постоянно публикуемых топиков до структурированного информирования, цель которого – напоминание и охват тех, кто пропустил информацию ранее. Вернулись к представлению отдельных изданий и видео в каждом ресурсе, как делали перед тем. Мы сохранили все наши рубрики в соцсетях, связанные с раскрытием фондов, интересными фактами, чтобы отвлечь и развлечь наших студентов и преподавателей в этот период. Правильным было решение собрать всю информацию на одной «карантинной» странице сайта, возможно, в ущерб статистике остальных страниц, где эта информация располагается постоянно, но не вызывая раздражения пользователей необходимостью постоянных переходов и экономя их время.

Какие нам еще предстоят сравнительные периоды? Как будет развиваться ситуация? Посмотрим...

Telegram
info@apoer.ru
/921/ 321-80-21
117342, Москва, ул. Обручева, д. 34/63, корп. 3, 113а
© Ассоциация производителей и пользователей
образовательных электронных ресурсов, 2024