Данные интересные, хотя при таком подходе не однозначные, так как малые цифры подчас дают весьма высокий прирост. Это очень видно в ситуации с ЭБС Лань, где в этом году была расширен перечень подписных коллекций (коллекции остальных ЭБС не увеличились).
Что существенно изменилось для большого числа читателей при переходе на дистанционное обучение, так это обязательная авторизации под своими учетными записями. До введения карантина пользователей, которые не авторизуясь имели доступ к ЭБС из стен организации (используя IP-диапазоны, оговоренные в соглашении с ЭБС), было много. Предполагаю, что часть таких пользователей могла после перехода на дистанционное обучение просто отказаться использовать ЭБС. С другой стороны, мы получили более прозрачную статистику по типам пользователей, которая в условиях стандартного обучения была бы практически недостижима. Эта тенденция прослеживается в отчете при больших цифрах конкретных категорий пользователей по сравнению с общим количеством пользователей.
В последние две недели перед переходом на дистанционное обучение библиотека активно информировали читателей о необходимости регистрации в ЭБС. Поэтому к началу карантина прирост регистраций в основном меньше, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Общий прирост есть только в ЭБС «Лань». Скорее всего, это оттого, что 20.04.2020 был открыт доступ к коллекции «Химия». Так же в ЭБС «Юрайт» и «Лань» увеличилось число зарегистрированных преподавателей. Многие, наверное, рассчитывали в период карантина находится в стенах учреждения и регистрацией себя не обременяли.
Во время подготовки отчета в очередной раз столкнулась с трудностью сбора статистики в «Znanium». Показатели ЭБС «Znanium» базируются на правилах международного стандарта Counter R5 и нельзя взять тот временной период, который хочется. Только с 1 числа месяца. Так же эта ЭБС в своих отчетах отдельно выделяет лишь преподавателей (но даже этой функции в прошлом году не было, а значит сравнивать эти показатели нельзя), студенты и библиотекари при этом слиты в общей массе читателей. В этом году мы перешли на новую платформу этой ЭБС и добавилась неразбериха с пользователями. Понятия авторизация вообще не было на старой платформе. Поэтому многие показатели в разделе ЭБС «Znanium» таблиц отсутствуют.
В общем прироста новых пользователей мы не получили, преподаватели стали авторизовываться и активно включились в работу, что несомненно сказывается и на студентах. Книговыдача упала только в «Университетской библиотеке онлайн», но судя по количеству страниц само содержание книг более тщательно прорабатывается. Но в целом динамика положительная.